Landscape design, plant nursery, gardening, seminars. Minsk, Belarus. tel +375296770164

Авторские статьи
   Вернуться на сайт

Статьи о ландшафтном дизайне и растениях

предыдущая страница   следующая страница

Интервью ландшафтного дизайнера Светланы Луценко для портала Penthouse.by

- Светлана, откуда черпаете знания?

- Знания черпаю отовсюду: общение с людьми, путешествия по родной, очень красивой Беларуси, другим странам. Из литературы, в том числе профессиональной. Знания есть везде, главное, уметь их правильно воспринимать.

Могу сказать —  я позитивный человек, умею видеть красивое, находить что-то необыкновенное и интересное в самых привычных вещах.  Поэтому мне очень нравится делать необычный дизайн из растений и материалов, которыми пользуются многие.

- Что можете сказать о культуре в сфере ландшафтного дизайна Беларуси и, скажем, Азии?

- Культура ландшафтного дизайна в странах Азии формировалась тысячелетиями. И в этом её существенное отличие от аналогичных культур других уголков планеты. В верованиях жителей Востока большое значение всегда придавалось пространству, в котором живёт человек. Не только дому, но и той территории, которая этот дом окружает. Все наверняка слышали о  китайском «Фэн-шуй». Но каждый ли знает, что эта философия, а точнее целая наука о гармонии человека и природы, существует уже 5 тысяч лет? Классические японские сады завораживают, а почему? Ведь на бедной почве, в камнях, растет совсем немного растений. Абсолютный минимализм, в котором каждая деталь  имеет значение: в какую сторону изогнулся ствол, куда направлена веточка.

Этой культуре много веков, а мы не перестаём ею восхищаться!

В странах, расположенных на пустынных землях, люди создают восхитительные оазисы из красивых растений. Там, где пресная вода стоит очень дорого, они вкладывают огромные деньги в системы орошения почвы только для того, чтобы жизненное пространство вокруг них стало красивым!

Если сказать об Азии в целом, то там люди хотят видеть красоту, хотят, чтобы их дети видели вокруг себя красоту, росли в красоте. Красота вокруг — это часть их жизни, их философия. Поэтому люди трудятся, чтобы создать её и поддерживать. И там, где сама природа не сотворила красивый ландшафт, либо он по различным причинам был разрушен — его делает человек.

Что сказать о культуре ландшафтного дизайна в Беларуси? Грустный вопрос, надеюсь, пока. Ведь одинокая клумба и подвешенный над крыльцом цветочный горшок— это вовсе не ландшафтный дизайн. А иное у нас встречается ещё крайне редко. Понемногу появляются красивые сады, ухоженные территории, выполненные по всем законам эстетики. Но они пока недоступны постороннему глазу, так как находятся в частных владениях за высокими заборами. А о культуре можно будет говорить тогда, когда увидеть настоящий ландшафтный дизайн сможет каждый: в парке, на улице, во дворе своего дома. Впрочем, мы очень стараемся приблизить этот момент.

 

 

- И все-таки, чего, на Ваш взгляд, недостает белорусскому ландшафтному дизайну?

 

- Дизайна, собственно, ему и недостает. Поясню: у нас в Беларуси есть все условия для того, чтобы сделать свои города красивыми. У нас достаточно камня, песка и плодородного грунта, достаточно воды. Климат наш позволяет выращивать разные деревья, кустарники, цветы, которые не могут существовать в слишком теплых или холодных странах, а здесь прекрасно себя чувствуют. Так чего же нам недостаёт? Идей? Если нет своих, можно открыть журнал или книгу...  Я думаю, что недостаточно людей, болеющих за своё дело, желающих воплотить в жизнь хороший дизайн.

 В государственных питомниках ассортимент не меняется уже много десятилетий. Почему? Ведь коммерческие фирмы привозят новые виды и сорта растений: неприхотливые, акклиматизированные, просто интересные. Если у нас нет своих селекционеров или масштабных разработок в этом направлении, можно ведь приобрести, размножить, украсить парки и улицы! Я понимаю, что наши «национальные» ёлки, сосны и берёзы — это хорошо. Но «не ёлкой единой» может быть красив наш городской ландшафт. Новые растения стоят дорого? Нам не хватает денег? Но ведь колоссальные суммы ежегодно тратятся на однолетние цветы. Значит, хватает. Вдоль автомагистралей гибнут деревья от выхлопных газов и зимних реагентов? Почему бы не устраивать аллеи чуть дальше от бордюров? Что мешает отступить несколько метров?

Мне нравятся деревья и кустарники не только с зелёной, но и с желтой, красной, белой, пёстрой листвой. Лично мне их очень не хватает.

Ежегодное английское «Цветочное шоу в Челси» привлекает миллионы зрителей и сотни дизайнеров со всего мира. Специалисты высшего класса приезжают со своими идеями и показывают их другим специалистам и публике.  Нам недостаёт таких мероприятий. Соревнование, которое ежегодно проводит в Минске «Зеленстрой» — не в счёт. Представители девяти районов соревнуются между собой: кто лучше оформит грядку размером 2х2 метра одними и теми же цветами. Это не «конкурс ландшафтного дизайна», извините. Вот если бы все дизайнеры Минска или страны посоревновались, а не только государственные. Ландшафтный дизайн в Беларуси получил бы хороший импульс к развитию. Чего нам не хватает? Желания и заинтересованных людей!

- Светлана, а теперь о других тенденциях, о модных. Что сейчас модно в дизайне? И есть ли вообще понятие «модный ландшафтный дизайн»?

 

- Модные течения в ландшафтном дизайне, конечно, есть. Однако прежде я напомню:  ландшафтный дизайн — долговременный проект. Мы насыпаем холмы и выкапываем пруды не на один-два года. Мы высаживаем растения, которые живут 10-30-150-500 и более лет! Приходится постоянно думать о будущем. А мода меняется быстро. Когда-то в моде были «альпийские горки», потом — японские сады, потом — деревенский стиль: мельницы, колодцы... И тогда в болотистой низине «строили Альпы», а возле современного высокотехнологичного здания появлялся японский фонарик, или, о ужас, мельница как дань моде...

 Я считаю, что следовать моде в ландшафтном дизайне можно лишь в одном случае: если делать всё стильно. Архитектура дома, рельеф участка (существующий или желаемый), растения и аксессуары должны быть связаны между собой общим стилем: японским, деревенским, английским, приморским или любым другим. Если же вы построили классический дом, то лучше и в ландшафтном дизайне выбрать классический стиль. А модные аксессуары можно использовать в том уголке, который несложно переделать, когда мода изменится.

Если говорить о сегодняшнем дне, то к нам возвращается стиль «хайтек» - металлический блеск, правильные формы, чёткие контуры, современные материалы. адолг ли? Время покажет.

- А что скажете о Ваших материалах, а конкретнее о растениях: с  какими из них Вам нравится работать?

- Однозначно, работать я люблю с растениями хорошего качества. Это правильные, развитые, сформированные саженцы, над выращиванием которых трудились  квалифицированные специалисты. Потому что из растений, которые росли «сами по себе», можно сделать только посредственную работу. А я делаю работу качественную!

Мне нравится работать с необычными растениями. Пусть это будет оригинальный цвет листвы, форма, окраска цветов... А ещё лучше — что-нибудь абсолютно экзотическое или редкое. Такое, которого ни у кого больше нет! Такое, которое никому не придёт в голову попробовать вырастить! Я сама размножаю и выращиваю интересные растения: оказывается, многие из них вовсе не капризны и прекрасно растут в наших условиях.

Вообще, я смело использую любые растения в дизайне: главное, каждому виду и сорту правильно подобрать его место. То, что предназначено для стрижки — надо посадить там, где его будут стричь. Растение, которое интересно своей формой, нужно выделить.  А с разноцветной листвой можно «играть» бесконечно.  Но всегда, прежде чем предлагать растения заказчику, я анализирую особенности участка, где им предстоит расти. И выбираю наиболее подходящие, а не обязательно те, которые нравятся лично мне.

- Светлана, есть ли у Вас определенные требования к заказчикам?

- Некоторые есть. Во-первых, прямое общение с заказчиком. Частенько случается так, что заказчик, не находя времени для общения, поручает помощнику,  жене разбираться в проекте, вникать в его суть, то есть передает через посредника свои пожелания. И получается, как в игре «испорченный телефон». Кто-то что-то недопонял, а переспросить постеснялся, передал, да не так. Возникают  сложности, иногда  длительные и недешёвые переделки. Это не нужно ни мне, ни заказчику.

 Во-вторых, каждый заказчик должен понимать: чтобы готовая работа получилась «на высшем уровне», нельзя экономить на соблюдении технологии. А соблюдение технологии — это всегда дополнительные материалы, труд. Но если пропустить какой-либо этап, то получится не очень хорошо. Хотя и  дешевле.  Поэтому нужно знать: качественный дизайн — это дорого! А эффект может стать заметным только через несколько лет.

В-третьих, это основное, я работаю легально и честно: заключаю договор и соблюдаю все условия, которые в нем прописаны: сроки, объёмы работ, поставки материалов и другое. И моё главное требование состоит в том, чтобы заказчик со мной работал так же открыто и честно, соблюдая все договорённости и сроки оплаты. Я отказываюсь работать с людьми, которые подводят или обманывают. Договориться можно по любым позициям, но обсуждать все условия нужно до начала работ.

- Три самые важные на Ваш взгляд функции ландшафтного дизайна, на Ваш взгляд?

 

- Ландшафтный дизайн призван: а) дарить радость, восхищать, воодушевлять, умиротворять, успокаивать, расслаблять, давать отдых душе: недаром в старину сады называли Эдем - «рай на земле»; б) приобщать к культуре, к прекрасному; вдохновить человека на создание ещё чего-то красивого;  в) учить человека пониманию того, что растения — живые, а красота обязательно требует заботы.

- Интересно узнать Ваше кредо…

 - Я  в состоянии оценить все «плюсы» и «минусы» какого либо события, явления или обстоятельства. Я неисправимая оптимистка! Поэтому всегда смело иду вперёд. Моё кредо — жизнь, развитие, будущее, позитив, профессионализм. 

 

Беседу вела     Евгения Филимонова                    31 августа 2011 г.

 


Счётчик посещений:

<

 
>
Copyright 2006-2016  ИП Луценко С.А. *Svetasotnikova© тел.+37529-6770164  Все прав защищены